Сен 12

Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на открытии международной конференции

«Историческое наследие ученых и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации»

 

 

950Уважаемые участники конференции, дамы и господа!

 

Мне доставляет огромное удовольствие приветствовать вас, участников конференции, и в первую очередь наших уважаемых гостей – руководителей и представителей авторитетных международных организаций и структур, научных и исследовательских центров, университетов и вузов, известных ученых и специалистов, выразить свое глубокое уважение и признательность за то, что вы приняли наше приглашение участвовать в настоящем форуме.

 

Особый смысл, особую значимость нашему форуму придает его проведение в Самарканде, который на протяжении своей почти трехтысячелетней истории был и остается перекрестком цивилизаций и культур народов.

 

Древний и вечно молодой Самарканд широко известен в разных уголках нашей планеты как сказочный город с неповторимым восточным колоритом, богатейшей историей и сохранившимися здесь уникальными, удивительными памятниками прошлого. Недаром Самарканд наряду с Римом известен в мире как «вечный город», прекрасные голубые купола которого привлекают внимание миллионов туристов.

 

Мне как человеку, родившемуся и выросшему в этом городе, вдвойне приятно выразить от имени всех горожан наше искреннее гостеприимство и сказать всем вам: «Добро пожаловать в Самарканд».

 

Дорогие друзья!

 

Цель нашей конференции – это обсуждение, глубокое осмысление научного наследия выдающихся ученых и мыслителей средневекового Востока, оценка их роли и места в истории современной цивилизации.

 

Считаю не менее важным придание нового мощного импульса дальнейшим углубленным исследованиям и популяризации их поистине бесценного научного наследия, раскрытие актуальности и востребованности сделанных ими открытий для современной науки и прогресса.

 

История средневекового Востока свидетельствует, что бурный подъем культуры и образования, медицины, литературы, искусства и архитектуры, возникновение научных школ, приток и генерация талантов в основном обуславливались такими факторами, как быстрое развитие экономики, сельского и городского хозяйства, высокий уровень ремесленничества и торговли, строительство дорог и открытие новых караванных путей и, в первую очередь, сохранение относительной стабильности.

 

С этой точки зрения особо хочу подчеркнуть, что не может быть никакого развития науки, если нет стабильности. И академии появляются, и вузы, и, самое главное, образование, и интерес ко всему этому, люди хотят расти и развиваться. Только тогда, когда вокруг спокойствие, когда стабильность, тогда люди ложатся спать и не боятся, какие проблемы и какие катаклизмы их могут ожидать завтра. Это — истина, правота которой доказана в течение многих-многих веков. Я убежден, что вы меня в этом вопросе прекрасно понимаете.

 

О развитой культуре, в частности, центральноазиатских народов, свидетельствуют древние памятники бактрийской, согдийской, орхонской, хорезмийской письменности, настенной живописи и скульптуры, архитектуры и многое другое. Созданное с XI по XIII век Хорезмское государство охватывало значительную часть Азии, объединяя земли соседних народов, от Индии до Персидского залива.

 

Трудно переоценить огромную, незаменимую роль Великого шелкового пути (II век до нашей эры – XV век новой эры) как международной транспортной артерии древности, связывавшей такие страны и регионы, как Китай, Индия и Центральная Азия, Средний и Ближний Восток, Средиземноморье. Этот путь обеспечивал не только торговые связи между указанными территориями, но и информационный диалог между континентами и странами, служил проводником для быстрого распространения новых технологий и новаций (производство шелка, фарфора, пороха, бумаги и многого другого), сельскохозяйственных культур и агротехнологий, а также культурных ценностей, создавая тем самым условия для межцивилизационного и технологического обмена.

 

Особую роль играло взаимообогащение народов разных стран научными знаниями и достижениями. По маршрутам Великого шелкового пути в Европу и обратно в Азию поступали сведения о деятельности ученых и мыслителей Востока и Запада, формировался практический доступ к трудам, идеям и открытиям таких великих ученых античности, как Сократ, Платон, Аристотель, Птолемей и другие.

 

Как известно, в соответствии с традициями тех времен просвещенные мыслители и философы, ученые и поэты, как правило, находили приют и покровительство при дворцах правителей и султанов.

 

В их числе широкую известность получила плеяда ученых, успешно работавших в IХ-ХI веках в созданных в Хиве академии Маъмуна и «Доме мудрости» («Байт аль-хикма») в Багдаде, а также в XV веке в школе Улугбека в Самарканде.

 

По мнению ученых-исследователей, Восток, в частности, регион Центральной Азии, явился источником двух мощных всплесков научно-культурного подъема в IХ-ХII веках и XIV-XV веках, которые по праву признаны мировой научной общественностью как эпоха Восточного Ренессанса, оказавшего свое благотворное воздействие на процессы Возрождения в других регионах мира.

 

При этом, как отмечают многие исследователи, если результатом эпохи Возрождения в Европе стало создание великих произведений литературы, искусства и шедевров архитектуры, новых открытий в медицине и познании человека, то специфика Восточного Ренессанса заключалась, в первую очередь, в развитии естественных и точных наук – математики, астрономии, физики, химии, геодезии, фармакологии, медицины, а также истории, философии и литературы.

 

Когда мы говорим о великих научных открытиях раннего периода средневекового Востока, в числе первых называем имя Мухаммада ибн Мусы аль-Хорезми, внесшего бесценный вклад в современную математику, тригонометрию и географию. Он первым обосновал и ввел в обиход десятеричную позиционную систему исчисления, знак нуля и полярные координаты, что стало поворотными пунктами в развитии математики и астрономии.

 

Аль-Хорезми создал алгебру как науку, разработал четкие правила изложения научных сведений и трактатов, был автором многих работ по астрономии, географии и теории климата. Заслуги аль-Хорезми в развитии мировой науки общепризнанны, его имя и сочинения, единственные среди ученых средневекового Востока, увековечены в современных научных терминах, таких, как «алгоритм» и «алгебра».

 

Написанный еще в IX веке фундаментальный труд Ахмада аль-Фергани «Книга об элементах астрономии» содержал первые сведения о строении мира, размерах Земли, доказательства ее шарообразности и вплоть до XVII века использовался в европейских университетах в качестве основного учебника по астрономии, служил научной основой для Колумба, Магеллана и других путешественников эпохи Великих географических открытий. Одним из значительных практических достижений аль-Фергани стала разработка теории астролябии – основного астрономического инструмента средних веков, а также создание сооружения на реке Нил, известного как «ниломер», которое функционировало в качестве главного инструмента определения уровня воды в реке в течение многих веков.

 

Мне посчастливилось в качестве Президента Узбекистана, когда мы были в Каире, видеть этот ниломер и восхищаться гением человека, которого мы считаем своим предком.

 

Другой выдающийся ученый Абу Наср ибн Ирак, которого считают основоположником сферической тригонометрии, известен своими открытиями в математике и астрономии. Его по праву называют «вторым Птолемеем».

 

Трудно в полной мере оценить гениальность трудов, созданных выдающимся энциклопедистом Абу Райхоном Беруни. Из более чем 150 научных трудов Беруни до наших дней дошла только 31 работа, но даже те отрывочные сведения, которыми мы располагаем, показывают многогранное наследие, которое он оставил.

 

Беруни первым предложил оригинальную теорию морей и построения сферического глобуса Земли, рассчитал земной радиус, объяснил наличие вакуума, предсказал (за 500 лет до Колумба) существование материка за Тихим и Атлантическим океанами, впервые разработал классификацию минералов и теорию их происхождения, заложил основы науки геодезии. Не случайно историки естествознания во всем мире называют XI век «веком Беруни».

 

Особое восхищение потомков вызывает жизнь и деятельность Абу Али ибн Сино, которого на Западе называют Авиценной, по праву заслужившего звание «самого знаменитого философа и ученого-энциклопедиста исламского мира и одного из самых великих мыслителей человечества». Начав научные исследования в 16 лет, он написал более 450 сочинений, в первую очередь в области медицины и философии, а также по логике, химии, физике, астрономии, математике, музыке, литературе и языкознанию. Его трудами восхищались Леонардо да Винчи, Микеланджело, Фрэнсис Бэкон и многие другие поколения ученых.

 

Мы с гордостью признаем, что своим бесценным фундаментальным трудом – «Канон врачебной науки», самой знаменитой книгой в истории медицины, Ибн Сино определил главные направления развития медицинских дисциплин на многие столетия вперед и фактически заложил фундамент основных методов практической медицины и фармакологии, не потерявших своей актуальности и в настоящее время. Не случайно эта книга была одной из первых, изданных в Европе в XV веке, и по ней в течение почти 500 лет обучали медицине в ведущих европейских университетах.

 

Классическим образцом высочайшего уровня научного диалога, глубокого переосмысления и развития философских воззрений античности нашими великими мыслителями является дошедшая до наших дней переписка между ибн Сино и Беруни относительно «Книги о небе» Аристотеля.

 

Заслуги Беруни, ибн Сино, других выдающихся ученых и мыслителей, творивших в Хорезме на рубеже X-XI веков, не ограничиваются только рамками их научных трудов и открытий, а включают в себя также такой важный вопрос, как формирование научной школы – Хорезмской академии Маъмуна, оставившей глубокий след в интеллектуальной истории человечества.

 

«Аристотелем Востока» современники называли за универсальность знаний ученого-энциклопедиста Х века Абу Насра Фароби. Он обогатил многие науки, развил философские воззрения ученых разных стран, написал свыше 160 трудов.

 

Самые известные из них – «Слово о субстанции», «Книга о происхождении наук», «О значении разума» и другие. Значительная часть научных трудов Фароби переведена на многие европейские и восточные языки и до сих пор является предметом глубоких исследований.

 

Плеяда выдающихся ученых и мыслителей средневекового Востока была бы неполной, если бы мы не упомянули о так называемой эпохе Темура и его потомков Темуридов, где яркой звездой продолжает сверкать имя Мирзо Улугбека, а также его многочисленных соратников и учеников, таких, как Казизода Руми, Али Кушчи и многие другие.

 

Хорошо известно, что внук Амира Темура Мирзо Улугбек, который более 40 лет был правителем Самарканда, прославился как великий ученый-астроном, имя которого по праву стоит рядом с именами таких гениев, как Коперник, Джордано Бруно, Галилей и другие.

 

Составленный Улугбеком в XV веке свод астрономических таблиц содержал описание и месторасположение 1018 звезд, став первым за 16 столетий новым каталогом астрономических измерений.

 

Его соратник аль-Каши первым ввел в обиход десятичные дроби, разработал методы последовательных приближений и нахождения корней произвольных степеней.

 

Более подробно с обсерваторией Улугбека можно ознакомиться во время посещения музея Улугбека, расположенного на одном из высоких холмов, окружающих Самарканд.

 

Громадный, неисчерпаемый кладезь мудрости и гуманистического познания окружающего мира являет собой творческое наследие таких величайших философов, поэтов и просветителей, как Абу Абдуллах Рудаки, Фирдоуси, Низами Ганджави, Саади, Хафиз Ширази, Джами, Алишер Навои, Бабур, и многих других, которое поистине является сокровищницей мирового значения.

 

Автором первого в истории «Словаря тюркских языков» был Махмуд Кашгари, который сопроводил свой труд великолепным собранием тюркских пословиц и стихов, представляющих собой в полном смысле слова золотые россыпи лексикона. Кашгари считается первым исследователем языка, культуры, этнографии, фольклора тюркских народов.

 

Еще при жизни широко прославился Махмуд Замахшари – лингвист, литературовед, географ и философ, который признан основоположником арабской грамматики. Он был также создателем первого в истории многоязычного словаря – арабо-персо-тюркского.

 

И конечно, все мы должны отдать дань уважения плеяде великих историков средневекового Востока, труды которых являются бесценными свидетельствами событий тех времен, – прежде всего таких, как Ахмад ибн Арабшах, Низамиддин Шами, Шарафиддин Али Язди, Хафиз-и Абру, Хондамир, Абдураззак Самарканди, и других.

 

Уважаемые участники конференции!

 

Сегодня, по прошествии почти тысячи лет, мы продолжаем восхищаться гениальностью, разносторонностью интересов и энциклопедичностью знаний ученых и мыслителей средневекового Востока. К сожалению, из-за пережитых человечеством различных катаклизмов, войн, стихийных бедствий до нас дошла, можно сказать, лишь тысячная доля их великого наследия. Сейчас трудно себе представить, что в определенные периоды истории, когда брали верх невежество и мракобесие, ученые подвергались гонениям и преследованию, жизнь многих из них заканчивалась трагично.

 

При этом, как свидетельствуют факты, первыми жертвами противостояний, столкновений и конфликтов между людьми становились источники знаний – бесценные рукописи, книги. Все вы хорошо знаете, что так безвозвратно были утрачены крупнейшая в античном мире Александрийская библиотека, уникальная библиотека Мирзо Улугбека. К сожалению, этот печальный список можно продолжить.

 

Но, невзирая на все трудности и суровые испытания, ученые и мыслители оставались верны своему научному долгу, идеалам гуманизма и просветительства.

 

И сегодня мы имеем все основания сказать, что их жизнь, отданная служению науке, и их достижения, которыми ныне восхищается все просвещенное человечество, — это, вне всякого сомнения, настоящий духовный подвиг, перед которым мы все преклоняем голову.

 

Сегодня я хотел бы особо отметить, что огромный пласт научного наследия, великих открытий гениев средневекового Востока изучен далеко не полностью и ждет своих исследователей.

 

Ведь только в Узбекистане сегодня в книгохранилищах насчитывается свыше 100 тысяч рукописных трудов, основная часть которых включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Рукописи ученых и мыслителей средневекового Востока составляют «золотой фонд» библиотек многих стран Европы и Азии – Великобритании, Германии, Испании, России, Франции, Египта, Индии, Ирана и других.

 

О чем свидетельствуют эти факты? Это, прежде всего, еще одно подтверждение того, что гениальные труды и научное наследие выдающихся ученых и мыслителей средневекового Востока – достояние не только одной нации или народа, а всего человечества. Это бесценный дар, источник мудрости и знаний для новых и новых поколений людей и, если хотите, это прекрасный материал для новых открытий.

 

Разумно и эффективно использовать этот сохранившийся до наших дней богатейший материал во благо всего человечества – это наша с вами задача, это наш с вами долг.

 

Особого внимания и признания заслуживает неоценимая в этом деле роль самоотверженных ученых, благодаря которым нам открывается бесценное научное наследие прошлого.

 

Хотелось бы, пользуясь этой возможностью, обратиться сегодня к вам, а в вашем лице к вашим коллегам – ученым, историкам-востоковедам, археологам, антропологам, специалистам многих других наук, ко всем, кто занят кропотливым трудом над пожелтевшими манускриптами, древними рукописями, со словами искренней признательности за то, что благодаря вам сокровища человеческой мысли прошлого становятся доступными для потомков и современников, открывается этот прекрасный и таинственный мир прежних эпох и цивилизаций.

 

Я иногда думаю, что наук в мире много, и выдающиеся достижения науки есть во всех сферах, но всегда я удивляюсь тому кропотливому труду, который лучше всего характеризует узбекская пословица о том, что заниматься наукой – это все равно что иглой рыть колодец. В первую очередь это те, кто работает над рукописями и десять, и двадцать лет, и всю жизнь. Я хочу их отдельно поблагодарить за такое настойчивое стремление открыть миру наследие великих гениев, без которого человечество не может развиваться.

 

Одним из авторитетнейших участников нашей конференции является крупнейший исследователь нашего региона, японский профессор Като, научная деятельность которого помогла открыть много неизведанных страниц истории, этнографии, археологии и искусства Центральной Азии. Его работы по изучению Великого шелкового пути, государства Бактрии, а также проводимые с 1989 года в Сурхандарьинской области археологические исследования на городищах Дальверзинтепа и Коратепа, переводы на японский язык трудов Амира Темура, Бабура, Улугбека и других великих мыслителей Центральной Азии позволили сделать знания по истории и культуре нашего обширного региона мировым достоянием.

 

И я лично еще и еще раз хочу поблагодарить его за то, что он многое делает для развития культуры наших народов. Он награжден орденом «Дустлик», что в переводе означает «дружба». Это так созвучно его предназначению в жизни, в которой он создает дружбу, — то, без чего человечество не может существовать, ведь не войнами, а дружбой жив человек.

 

Еще один участник конференции — профессор Фредерик Старр, известный американский историк, археолог, антрополог, председатель Института Центральной Азии и Кавказа при университете Джона Хопкинса, опубликовавший 22 книги и свыше 200 научных статей. В 2009 году его эссе «Новое открытие Центральной Азии» было признано в США одной из лучших публикаций года в средствах массовой информации.

 

Период Восточного Ренессанса глубоко изучается в академических и культурных кругах Индии. В нашем зале сегодня присутствует профессор Мансура Хайдар – научный руководитель Национального центра культуры имени Индиры Ганди, долгие годы плодотворно занимающаяся сравнительным изучением среднеазиатских письменных источников IX-XV веков.

 

Широкое международное признание получила ее научная монография «Историческое значение «Зафарнома» Низомиддина Шами», в которой она подробно исследовала книгу, посвященную государственной деятельности Амира Темура, единственную, написанную при его жизни.

 

Наш гость из Республики Корея Пак Чун-Бэ, президент университета Инха, одного из ведущих вузов Южной Кореи и Азиатского континента, является признанным организатором высшего образования, специалистом в аэрокосмической инженерии, долгие годы руководил исследованиями в области аэронавтики и космоса в Южной Корее. При его непосредственном, личном участии в текущем году в Ташкенте открывается филиал известного университета Инха по подготовке высококвалифицированных бакалавров и магистров в сфере информационных технологий.

 

Профессор Каирского университета, известный ученый по тюркской филологии и литературе Магида Махлуф завершила в прошлом году многолетний труд по переводу на арабский язык «Бабурнаме», изложив в своих глубоких научных комментариях к нему критический анализ предыдущих исследований. Очень важно, что выдающееся сочинение нашего великого предка Захириддина Мухаммада Бабура наряду с английским, персидским и многими другими языками сегодня стало доступно также и на арабском языке.

 

Мы высоко ценим научную деятельность профессора Католического университета Лувена в Бельгии Юль Янссенса, являющегося автором более 60 публикаций по различным направлениям истории и философии Востока. Высокую оценку и большое признание не только среди специалистов, но и широкого круга читателей во всем мире получила его книга «Ибн Сино и его влияние на арабский и латинский мир» и сборник «Авиценна и его наследие».

 

Я очень хотел бы с этим человеком познакомиться и спросить: что Вас привлекает в творчестве такого гения, как Авиценна? Хотелось бы, чтобы Вы выступили по этой тематике у нас на телевидении и рассказали нашей общественности, нашей молодежи о своей любви к истории Востока, особенно к наследию Авиценны.

 

Хотелось бы особо отметить профессора Ши Юнли, руководителя факультета истории и археологии университета науки и технологий Китая, известного в мире специалиста по истории астрономии. Наибольшую известность получили его сравнительно-сопоставительные исследования развития астрономии в средние века в Центральной Азии, Китае, Корее, Европе. Он является известным в мире популяризатором истории возникновения и развития астрономии, членом редакционных коллегий ряда ведущих научных и популярных изданий Китая и Юго-Восточной Азии.

 

Большого уважения заслуживает подвижническая деятельность доктора Марка Боннела, широко известного в Европе врача и признанного эксперта в области организации современной системы здравоохранения. Возглавляемая им Ассоциация «Авиценна-Франция» вносит неоценимый вклад в популяризацию во Франции и Европе научных трудов Ибн Сино в области культуры, философии и медицины.

 

В работе нашей конференции также участвует известный голландский ученый Роберт ван Гент из Института истории науки в Утрехте. Опубликованные им более 10 книг и 60 научных трудов охватывают не только современные проблемы астрономии, картографии и геодезии, но и историю их развития, в том числе в период средневекового Востока.

 

Такого же признания и уважения заслуживает практически абсолютное большинство ученых и специалистов, которые вносят достойный вклад в изучение и популяризацию, доведение до широких масс непреходящего значения наследия ученых и мыслителей средневекового Востока. Спасибо всем вам за ваш труд, ваш вклад в развитие науки и просвещения.

 

Дорогие друзья!

 

Убежден, вы согласитесь со мной, что глубокое уважение к своей истории, накопленному опыту, создаваемому интеллектуальному потенциалу, считающемуся самым большим сокровищем в мире, составляет основу и материального, и духовного прогресса любого государства.

 

В связи с этим, думаю, будет уместным повторить слова, сказанные великим испанским писателем Сервантесом о том, что история – это сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. Здесь я особенно бы выделил слова «предостережение для будущего». Ведь тот, кто не знает историю, на каждом шагу совершает ошибки, народ, который не гордится своей историей, не может видеть свою перспективу.

 

Мы хорошо понимаем, что без глубокого освоения достигнутых знаний и выдающихся открытий прошлого, в том числе и средневекового Востока, достичь новых, еще более высоких рубежей ни в науке, ни в других сферах невозможно. Этому в своей деятельности мы будем следовать и дальше.

 

Сегодня перед человечеством возникают новые глобальные проблемы, в числе которых я хотел бы отметить такие острейшие, как изменение климата, охрана и сохранение экосистемы и биоразнообразия, истощение природных ресурсов и другие, разумное, оптимальное решение которых становится сильнейшим вызовом нашего времени.

 

Решение этих проблем может потребовать интеллектуального прорыва, переосмысления и нового формулирования сложившихся в течение многих веков законов, организации масштабных научных исследований и экспериментов по самому широкому спектру направлений изучения окружающего нас мира.

 

Разумеется, это, в свою очередь, потребует громадных средств и вложений, разумного использования гениальных научных достижений, сделанных в прошлом. Подумайте сами, в каких трудных условиях создавали свои фундаментальные научные труды и делали свои гениальные открытия ученые и мыслители средневекового Востока, имена которых прозвучали сегодня в этом зале. Ведь они не имели нынешних возможностей – ни современных лабораторий, ни сложных научных приборов, ни передовых технологий. Всем нам известно, что современную науку нельзя развивать без огромных вложений, которые, в свою очередь, служат основой для появления великий идей и открытий.

 

Становится очевидным, что недаром XXI век назван «веком знаний и интеллекта, человеческого разума». Не случайно в мире все больше укрепляется истина, что «самые востребованные и окупаемые средства – это средства, вкладываемые в человеческий капитал».

 

Что имеется в виду?

 

Мы всегда отдавали и отдаем себе отчет, что то государство и общество, которые не уделяют должного внимания бережному сохранению, обогащению и приумножению своего исторического, культурного и интеллектуального наследия, а также воспитанию подрастающего поколения на основе общечеловеческих и национальных ценностей, не ставят перед собой целью формирование гармонично развитой, самостоятельно мыслящей личности, имеющей свои взгляды, свой выбор, свою гражданскую позицию, – такие государство и общество обречены оказаться на обочине истории.

 

С первых же дней достижения своей независимости и суверенитета мы пришли к твердому убеждению, что без коренного реформирования сложившейся в прошлом образовательной системы, полного отказа от стереотипов и догм прошлой коммунистической идеологии, без укрепления в сознании нашей молодежи демократических ценностей добиться построения нового общества невозможно.

 

Если учесть, что население Узбекистана сегодня составляет 31 миллион человек, свыше 60 процентов которого — молодежь в возрасте до 30 лет, сами собой становятся понятными и очевидными необходимость и роль этих реформ.

 

В соответствии с принятой национальной программой в стране было введено 12-летнее всеобщее обязательное бесплатное образование по схеме “9+3”. Что это значит? Человек, если хочет исполнить свой конституционный долг, свой долг перед народом, перед страной, должен своего ребенка учить 12 лет. Принципиальная особенность реализуемой нами модели прежде всего заключается в том, что после 9 лет учебы в общеобразовательной школе следующие 3 года учащиеся обучаются в специализированных профессиональных колледжах и академических лицеях, где каждый из них наряду с общеобразовательными дисциплинами получает профессиональную подготовку по 2-3 востребованным на рынке труда специальностям.

 

Я бы очень хотел, чтобы вы посетили хотя бы один колледж – в Самарканде или Ташкенте. Посмотрите, в самом отдаленном городе или районе самые лучшие здания, которые мы построили, – это здания колледжей. Мы построили 1500 новых колледжей и лицеев по самым современным архитектурным проектам. Раньше зарубежным гостям мы показывали экзотику, а сегодня мы говорим – а вы посмотрите, как наши дети учатся, в каких условиях мы им даем знания, какие граждане растут в нашей стране, что мы от них хотим получить и что ожидаем. Вот что мы считаем самым главным, и в этом плане я хочу сказать: помимо того, что сегодня в наших колледжах молодые люди получают 2-3 специальности, после окончания учебы они также обязательно знают один иностранный язык, по большей части английский.

 

После 12-летнего обязательного образования молодежь по своему желанию может продолжить обучение в высших учебных заведениях для получения степени бакалавра и магистра.

 

В результате успешной реализации программы реформирования образования создана отвечающая современным требованиям целостная система непрерывного образования, включающая в себя все стадии образовательного процесса – от дошкольного и школьного обучения до среднего специального, профессионального и высшего, а также одноступенчатого послевузовского образования, предусматривающего в соответствии с международными стандартами непосредственно защиту диссертации по присуждению степени доктора наук.

 

За годы реформ число высших учебных заведений в стране выросло в 2 раза, и сегодня в 60 университетах и институтах обучается более 230 тысяч студентов. В Узбекистане успешно действуют филиалы ряда ведущих вузов Европы и Азии, таких, как Вестминстерский университет, Сингапурский институт развития менеджмента, Туринский политехнический университет, Российский университет нефти и газа, Московский государственный университет, Российский экономический университет.

 

В настоящее время Национальным университетом, Академией наук Узбекистана совместно с ведущим вузом Великобритании – Кембриджским университетом создается учебно-экспериментальный Центр высоких технологий.

 

С сентября 2014 года, как я уже сказал, начнет свою деятельность в нашей стране филиал южнокорейского университета Инха, направлением обучения в котором станут информационно-коммуникационные технологии, компьютерный инжиниринг.

 

Тысячи представителей нашей талантливой молодежи получают образование в ведущих университетах Японии, Германии, Южной Кореи, Китая, Великобритании, США, Франции и других стран, что открывает большое пространство их знаниям и навыкам.

 

Сегодня, по данным ООН, расходы, направляемые на образование, в Государственном бюджете нашей страны составляют более 35 процентов.

 

Не случайно по результатам проведенного в 2012 году Всемирной организацией интеллектуальной собственности и одной из ведущих международных бизнес-школ «ИНСЕАД» исследования по уровню развития человеческого капитала Узбекистан занял пока 53-е место среди 141 страны мира, а по уровню развития системы образования, в том числе доле средств, выделяемых на образовательные цели, организаторы исследования поместили нашу страну на 5-е место в мире.

 

Мы благодарны, что объективные люди сделали объективные выводы. Мы даже не знали, что есть такой центр, который занимается подобными обобщениями и исследованиями. Думаю, что такие исследования полезны сами по себе, и мы будем стремиться добиться еще более высоких рубежей.

 

Уважаемые участники конференции!

 

Дорогие друзья!

 

Мы убеждены в исключительной важности и целесообразности проведения настоящей конференции по изучению и практической популяризации научного наследия великих ученых средневекового Востока, их бесценного вклада в развитие мировой цивилизации.

 

Не подлежит сомнению, что с учетом состава участников форума эта конференция, действительно, одна из редких в мире. Она посвящена тому, чтобы огромное наследие средневекового Востока не только донести до широкой общественности, но и чтобы это дало импульс нашей молодежи для интеллектуального развития. Когда я обращаюсь к нашей молодежи, всегда говорю: да, мы имеем право гордиться нашими великими предками. Но вместе с тем мы должны развивать и обогащать это наследие, внести свой достойный вклад в эту бесценную сокровищницу. В этом плане высказанные на пленарных и секционных заседаниях предложения будут способствовать решению назревших вопросов по обсуждаемой тематике.

 

Хотел бы особо подчеркнуть, что мы заинтересованы в дальнейшем укреплении всестороннего сотрудничества между нашими и соответствующими ведущими зарубежными университетами, научными и исследовательскими центрами, и в этом мы видим одну из основных целей сегодняшней конференции.

 

Что особенно важно: посредством сотрудничества ученых и специалистов рождается сотрудничество подрастающего поколения, студентов и молодых людей, независимо от того, в какой части мира они живут, учатся и трудятся.

 

Нам бы очень хотелось, чтобы подобные форумы проводились на регулярной основе. В Узбекистане живет очень гостеприимный народ, и мы хотели бы, чтобы вы, наши уважаемые гости, ощутили это, каждый на собственном примере. Поэтому мы рады видеть вас не только в Самарканде и Ташкенте, но и в таких городах – жемчужинах древности, как Бухара, Хива, Шахрисабз, и других, которые бережно хранят нашу историю, достижения древней цивилизации.

 

Хотел бы с этой высокой трибуны еще раз высказать слова искренней признательности собравшимся в этом зале, пожелать вам плодотворной работы, приятного пребывания в Узбекистане, здоровья, новых успехов и удач в вашей благородной деятельности.

 

Благодарю за внимание.

 

Источник: UZA.UZ

Leave a Reply

Статистика посещений

Top-rating www.uz

Рекомендуем

Маленькие волшебники кнопка сайта Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру